Специалисты советуют

Детский травматизм и несчастные случаи: как их избежать?

Воспитатель Малофеева Н.С.

Детский травматизм и несчастные случаи возникают внезапно и неожиданно, однако многие из ситуаций можно предотвратить, если родители будут более внимательны к детям и станут без устали проводить разъяснительную работу.

Ответственный родитель — залог успеха профилактики детского травматизма!

Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить (Всемирный доклад о профилактике детского травматизма, ЮНИСЕФ).

Треть пострадавших детей в России, получают травмы от внешних причин (ДТП, бытовые травмы, травмы на воде, и пр). Половину травм можно предупредить!

Наиболее частые причины детского травматизма и несчастных случаев:

- ДТП
- Травмы в быту (падения с высоты, драки, отравления, инородные тела в дыхательных органах, уличные травмы во время игры, травмы, полученные в образовательном учреждении и пр)
- Пожары/ожоги
- Несчастные случаи на воде

Что способствует снижению риска детского травматизма:

- Доверие в семье. Доверительные отношения дают возможность быть в курсе происходящего с ребенком вне дома, знать о его окружении, его интересах, местах посещения и пр.
- Внимание и забота. Внимательные родители заметят изменение поведения ребенка и его привычного графика.
- Адекватный контроль. Родители обязаны знать когда, где и с кем ребенок проводит время, каким маршрутом он идет домой, каким транспортом пользуется, сколько времени занимает дорога до дома и пр.
 - Личный пример. Соблюдение правил безопасного поведение — лучшее, что родители могут сделать для обучения своего ребенка.
- Обсуждение реальных ситуаций опасного поведения. Обсуждения ситуаций опасного поведения, причин произошедших несчастных случаев, а так же способов их избежать и вариантов действия в подобных ситуациях, позволят ребенку лучше подготовиться к возможным рискам.

Что может сделать каждый родитель?

Обеспечить безопасную окружающую среду дома:

- Исключите из поля зрения ребенка все опасные для здоровья предметы. Начинайте учить ребенка безопасным правилам поведения (мелкие предметы, острые предметы, строительные инструменты, спички и зажигалки, — все это может стать причиной несчастного случая)
- Осуществляйте надзор за малолетними детьми и контроль за детьми старше 5 лет, следите за соблюдением правил безопасности (горячая плита, провода и розетки, кипяток в чашке, открытые окна, острые углы мебели, стеклянные поверхности и прочее, могут стать причиной несчастного случая)

Предупредить несчастные случаи вне дома

- Проводите просветительскую работу с ребенком на тему безопасного поведения на улице. Во время совместных прогулок уделяйте внимание возможным опасностям, расскажите о возможных последствиях предостерегайте от рискованных действий (прыжки с высоты, лазанье по деревьям, заборам, крышам, падения с качелей, горки, ступенек и прочее)
- Разъясняйте правила безопасного поведения в учебном заведении, в общественных местах, в транспорте.

Предупредить дорожные происшествия

- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Учите ребенка не спешить и не бегать там, где надо наблюдать и обеспечивать свою безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах и на зеленый сигнал светофора. Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Малолетних детей крепко держите за руку (за запястье) , когда переходите дорогу.

Предупредить возникновение пожаров и ожогов у детей

- Тщательно следите за нагревающими приборами в доме, электрическими проводами, розетками. Своевременно производите замену, при первых признаках неисправности.
- Не оставляйте посуду с горячей жидкостью на краю стола, не держите ребенка на руках, когда пьете горячие напитки, проверяйте температуру воды в водопроводном кране. 80% ожогов дети получают от горячей воды в домашних условиях
- Следите, чтобы занавески или скатерти не касались нагревающих приборов, это может привести в воспламенению
- Поставьте ограждения на камины и открытые печи
- Маленьким детям регулярно рассказывайте о возможной опасности (что такое горячий чайник и как себя вести)
- Обучайте старших детей противопожарной безопасности

Предупредить несчастные случаи, связанные с водой

- Когда речь идет о воде, необходим постоянный контроль взрослых. Одной из основных причин гибели дошкольников является ванна. Ребенок может захлебнуться даже в небольшом количестве воды. Не оставляйте ребенка до 5 лет без присмотра в ванной, ни на минуту.

- Не оставляйте в зоне досягаемости большие емкости с водой, осуществляйте надзор над детьми младшего возраста.

- Учите ребенка плавать, обязательно используйте средства защиты на воде (круг, нарукавники, жилет) даже если ребенок научился плавать. Не оставляйте ребенка одного в водоемах.
Регулярно проводите разъяснительную работу с ребенком по вопросам безопасного поведения вблизи водоемов в любое время года, уделите особое внимание безопасного поведения на льду.

Формирование пространственных представлений в раннем возрасте. (на заметку родителям)

Учитель-логопед Багинская Н.А.

С самого рождения малыша окружает множество предметов. Он слышит родную речь, музыку, видит игрушки и предметы домашнего обихода. Первые характеристики предметов, такие, как цвет и форма, рано начинают занимать ребенка. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания и обучения, чему-то обучается. Но если обучение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. В настоящее время потребность в сенсорном воспитании – последовательном, планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной исторической культурой человечества – все больше возрастает.

Познание пространственных свойств и отношений берет свое начало на ранних этапах развития. В этот период происходит накопление практического, двигательного опыта, формирование чувственной основы представлений ребенка о пространственной организации окружающего мира.

Пространственная ориентировка - это оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека. Чтобы провести эту оценку, у ребенка должен быть развит особый вид восприятия окружающего мира – аналитическое восприятие. Оно опирается на определенную систему отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемо чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела (правой и левой), а также речевых обозначений правой и левой руки.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать пространство собственного тела, можно использовать специально подобранные игры-имитации , создающие выразительные образы.

Например: гуси вытягивают шеи, гогочут, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса; на спину медвежонка сел комарик, мишка пытается его достать через правое, затем через левое плечо, наконец, комарик улетает, мишка чешет спинку.

Очень полезны разнообразные игры с организацией пространства относительно самих себя. С этой целью на полу можно заранее расположить крупные игрушки, а любимые мелкие игрушки прятать. Для обозначения направления движения ребенок может использовать указательный жест, а взрослый обязательно называет направление словом.

Взрослый может давать ребенку подсказки: иди вперед, посмотри вправо, загляни за тумбу, посмотри под грибком и т.п. Практические действия будут способствовать наполнению предметным содержанием пространственных предлогов. Обязательно задавайте вопросы: «Где искать? Где нашел? Кто спрятал ее под грибок?» и т.д.

Из кубиков можно построить башню, а из кубика и крыши – дом. А к дому можно провести дорожку из кирпичиков, по которой проедет машина или пройдет кукла в заданном направлении.

Таким образом, движение, перемещение является ведущим способом, при помощи которого ребенок воспринимает, отражает свойства пространства, может его преобразовать. Двигательная активность улучшает координацию движений. А в результате, развивается предметная деятельность, улучшается подражание новым действиям, увеличивается объем понимаемой речи и т.п.

Чему нужно обучать ребенка? Основная задача взрослого состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов, их взаиморасположения относительно ребенка.

Что нужно для того, чтобы овладение ребенком в раннем детстве пространственными представлениями было удачным?

а) Соблюдать последовательность знакомства ребенка с пространственными представлениями: схема собственного тела; стороны тела, определение правого-левого направлений в пространстве, верхнего -нижнего; и т.д.

б) Разнообразить игры с уже знакомыми предметами;

в) Понимать потребности ребенка (не заставлять его делать то, чего он не хочет);

г) Корректно выбирать игрушки и игры для каждого возраста и своевременно заменять их более интересными моделями.

При этом не следует жестко привязываться к возрасту ребенка. Все дети развиваются по-разному. Важно, чтобы задания были ребенку по силам, чтобы он мог выполнить что-то сам, что-то с вашей помощью.

Именно такие игры и задания нравятся детям. Если задание будет слишком трудным или, наоборот слишком легким, ребенку станет скучно и неинтересно и он бросит самую дорогую игрушку. А скучающий ребенок – это плохое настроение, капризы и шалости. Поэтому занимайте ребенка хорошими развивающими играми, показывайте свою заинтересованность в совместной деятельности.

А ваш ребенок готов к школе?(три задания, которые помогут проверить возможности вашего ребенка)

Учитель-логопед Багинская Н.А.

Многие родители определяют готовность своих детей к школе лишь по умению читать и владению механическим счетом от 1 до 10(20…100) и не обращают внимания на другие важные компоненты.

Готовность ребенка к школе определяется тремя составляющими:

  1. Личная готовность

  2. Интеллектуальная готовность

  3. Социально-психологическая готовность

Весьма важным является сформированность так называемой психологической базы речи, т.к. устная и письменная речь является основой усвоения знаний, учебного материала.

Психологическая база речи включает в себя достаточно сформированные элементы логического мышления. Что понимается под логическим мышлением у детей? Способность анализировать и обобщать ряд явлений, сравнивать их между собой, делать вывод и умозаключение и т.д.

Предложите такую задачу: «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из них самый высокий? А кто самый низкий? Или: «Какое слово самое длинное: карандаш, карандашик, червячок, змея?» Полезная игра «Найди четвертый лишний предмет»

Возьмите лист в клетку, отметьте на нем исходную точку. Предложите ребенку нарисовать узор из заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги: «Проведи прямую линию на две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз и так далее». Можно предложить ребенку самостоятельно продолжить узор («Лесенка»).

Также важным показателем готовности к школьному обучению является достаточная сформированность слухового внимания и памяти.

Это несложное задание поможет вам оценить слуховое внимание (насколько безошибочно выполнено задание), пространственную ориентировку (вправо, влево, вверх, вниз).

В развитии мышления большую роль играют различного рода головоломки, игры на сообразительность, выкладывание квадрата из частей различной конфигурации (от 3 до 6).

Обратите внимание, как ваш ребенок строит предложение, достаточно ли они распространенны или односложны, умеет ли ребенок самостоятельно описать, что видит на картине, иллюстрации, составить рассказ.

Следите за тем, как вы сами говорите в его присутствии, насколько активно и по существу ребенок участвует в беседе.

Успешное обучение чтению, письму, как правило зависит от развития фонематического слуха.

Попросите повторить:

- и у а о

- ба-п

-до – то – до

- бочка – почка

- корт – порт

Если ребенок справляется с заданиями, повода для беспокойства нет.

Понаблюдайте за своим ребенком в специально организованной деятельности (то, что нужно делать в определенный отрезок времени) и в свободной деятельности: насколько терпелив, как часто отвлекается, обращается за помощью, следует ли инструкции или заданному образу; как реагирует на замечания или неудачные работы.

Состояние эмоционально-волевой сферы, способность к волевым усилиям в преодолении возникающих трудностей в достижении цели – показатель психологической готовности к школе, к переходу в новые социальные условия.

«Помощь родителям при дисграфии и дислексии у детей».

Учитель-логопед Калашникова И.С.

Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

На что обратить особое внимание:

1.Если Ваш ребенок левша.

2.Если он - переученный правша.

3.Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4.Если в семье говорят на двух или более языках.

5.Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6.Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Консультация для родителей «Прогулка всем нужна - закаляет нас она»

Подготовила воспитатель Малофеева Н.С.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена.

Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания  на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.

Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.

Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.

Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.

Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды.

Плюсы прогулки:

- повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

- содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

- формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

- формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

- идет ускоренное развитие речи через движение;=  воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

- развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Список литературы

1.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие  для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозайка - Синтез, 2000г., стр. 10. «Характеристика двигательной активности старших дошкольников».

3. Тарасова Т.А., канд. пед. наук, заведующий кафедрой здоровьесбережения ЧГПК №2 г. Челябинск. Журнал « Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 2,2005г. «Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в дошкольном учреждении», стр. 32.

4. Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г. «Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.

5. Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г. «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.