Специалисты советуют

«Готовим руку дошкольника к письму»

Малофеева Н.С., воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка»

 Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения на укрепление мышц руки

  • Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

  • Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

  • Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

  • Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

  • Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

  • Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

«Щелчки».

Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Стол, за которым ребёнок будет делать уроки, подобран по росту ребёнка;

  • Свет при письме падает слева;

  • Сидим прямо; голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо;

  • Ноги вместе; 

  • Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см; ребёнку не следует опираться грудью на стол;

  • расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.;

  • тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном влево, тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

  • Оба локтя лежат на столе.

Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий:

  • свет должен падать справа;

  • тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

 Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию.

 При подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.

Зуева Л.П. воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка»

«Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

 Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.

Ребѐнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.

Для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. В последнее время всѐ больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить.

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка:

- Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.

- Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.

- Расширяется кругозор ребенка.

- Повышается речевая активность.

- Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.

-  Развиваются творческие способности, фантазия.

Требования к проведению пальчиковых игр:

- При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

- После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы ( например, потрясти кистями рук). Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

- Подбор упражнений с учѐтом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

- Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

- Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики

-  Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

-  Локти должны лежать или стоять на столе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чѐтко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

- Следует чѐтко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

- В условиях детского сада, пальчиковую игру можно провести утром перед завтраком, во время динамической паузы на занятиях, для активизации внимания и как средство заполнения свободного времени перед обедом.

Группы пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

 «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…»,

«Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»

- ребѐнокпоочерѐдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерѐдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперѐд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струѐй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерѐдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

Приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения.

Учитель-логопед Калашникова И.С.

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.

Специально организованные упражнения в процессе предметно-практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. Особенно эффективна специально-организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное становление речевой функции.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».

Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

«Играйте вместе с детьми»

Подготовила педагог-психолог

Тишкина Т.А.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

«Как интересно и с пользой провести выходной день»

Малофеева Наталья Сергеевна

К сожалению, в будни у большинства родителей из-за работы или бытовых обязанностей, нет ни возможности, ни сил проводить достаточно времени со своими детьми. Исправить сложившуюся ситуацию можно на выходных, эти дни являются прекрасной возможностью, чтобы насладиться общением со своими любимыми крошками.

Здорово, когда вся семья собирается вместе! В будние дни ребенок видит своих родителей только по утрам и вечерам, а вот выходные пройдут по-другому!

Тон выходному должен задаваться с завтраком, пусть в этот день он будет особенно вкусным, любимым всеми членами семьи, чтобы никто не сидел долго за тарелкой надоевшей каши. Задействуйте малыша в приготовлении завтрака. Пусть ребенок помогает расставлять приборы, раскладывать йогурты папе и маме. В общем, завтрак должен быть полезным и активным.

После завтрака можно начинать действовать. Конечно план выходного дня корректируется погодными условиями: если погода позволяет, то не зависимо от времени года нужно отправляться на совместную прогулку. Совсем не важно, что вы предпочитаете - городской парк или в загородной отдых. Прогулка на свежем воздухе дает очень сильную эмоциональную зарядку, кроме того, она полезна для здоровья.

Поверьте, даже, казалось бы, обычную прогулку можно превратить в незабываемое приключение. Например, отправиться осваивать другие дворы, в которых можно испробовать другие качели, покататься на незнакомых каруселях и завести новых друзей.

Отправляясь в выходные с детьми на прогулку в сквер или парк, возьмите с собой фотоаппарат и устройте фотосессию. Это занятие может быть очень увлекательным и веселым. Не стесняйтесь позировать, прыгайте, дурачьтесь, стройте рожицы – делайте все, чтобы ваши фотографии вышли как можно красочней и ярче.

Во время прогулки можно найти столько всяких полезных вещей, например, красивых веточек, листьев, шишек, цветов или камешков, из которых вы с ребенком можете создавать настоящие шедевры.

То, как проводить время на природе будет зависеть и от времени года и ваших с ребенком предпочтений. Летом, можно отправится на пикник, прихватив с собой мяч, бумеранг или бадминтон, пойти на речку или поехать всей семье на рыбалку. В теплый осенний денек, отдохнуть на выходные с ребенком можно, отправившись в лес по грибы, при этом есть их совсем не обязательно, просто устройте конкурс,типа: кто первый найдет или кто больше соберет. Зима прекрасное время для того, чтобы поиграть в снежки, слепить снеговика или покататься на санках.

Отличным развлечением для детей в выходные станет спорт. Маленькие непоседы обладают таким огромным запасом энергии, что, порой, ей просто некуда деваться, физическая активность станет прекрасным помощником в этом деле. Устройте во дворе между детишками соревнования с призами или организуйте любую другую подвижную игру, например, футбол или волейбол.

Можно провести выходные с ребенком, вспоминая старые добрые игры, которые мы обожали в детстве. Классики, игры с мячом, веселые эстафеты, прыжки на скакалке…

Полезный, активный, интересный и увлекательный досуг на улице вам обеспечен!

Несколько примеров подвижных игр для улицы:

• из круга вышибала;

• море волнуется раз…;

• эстафеты;

• мини-футбол или баскетбол;

• мини-тренажерный зал;

• коньки, лыжи, горка, снежки;

• прятки;

• салки;

• съедобное – несъедобное.

Можно придумать что-то свое или позаимствовать знания у знакомых. Вспомните игры, знакомые еще, наверное, нашим бабушкам и дедушкам, но до сих пор не утратившим своей актуальности.

Если на улице ужасная погода и идти никуда не хочется, можно организовать интересный отдых в выходные с детьми и дома.

Кулинария. Если мама на кухне, можно предложить ребёнку помочь ей. Кухня самое подходящее место для развития мелкой моторики и порой самое любимое место для игр у детей. Там много всего интересного. Ребёнок может оказать посильную помощь в приготовлении еды. Например, ему можно доверить почистить яйцо. Он может подавать нужные овощи. Украшать готовые блюда. Не бойтесь пустить ребенка на кухню, пусть он вам поможет приготовить обед. Давайте ему несложные, интересные поручения, а потом всей семьей дегустируйте получившиеся блюда.

Настольные игры. Особой популярностью пользуются семейные настольные игры. Привлекательность их в том, что дополнительного инвентаря не нужно, место занимает немного, а интерес и азарт присутствует у всех членов семьи.Настольные игры подразделяются на: классические, экономические, обучающие, головоломки, викторины и т. д. Разновидностей настольных игр великое множество. Из всего разнообразия можно подобрать не только игры для взрослых или детей, но и совместные домашние семейные игры. Не стоит ограничиваться знакомой всем «Монополией» или «Лото», на сегодняшний день существует много видов всевозможных настольных игр, из которых вы, обязательно подберете себе несколько самых интересных. Подобные занятия будут не только интересными, оно еще и помогут сплотить вашу семью.

Виды семейных настольных игр:

-миниатюрные игры – машинки, железная дорога, куколки, солдатики;

-игры с использованием ручек и бумаги - морской бой, крестики – нолики;

-игры с использованием досок – шашки, шахматы;

-игры с использованием картинок – домино.

Домашний сад. Для того чтобы создать сад совсем не обязательно иметь дачу, его вполне можно сделать и на подоконнике. Займитесь пересадкой комнатных растений, изготовьте своими руками цветочные кашпо или красиво оформите горшки росписью или аппликацией. Для создания красивых композиций из растений прекрасно подойдут всевозможные камешки, ракушки, веточки и даже маленькие игрушки.

Сделайте дом уютней. Создавать уют в доме можно всей семьей. Немного смените обстановку, продумайте декоративные элементы и сделайте их своими руками.

Домашний театр.Разновидностей театра много: кукольный, пальчиковый, театр теней… Они все без исключения увлекают ребенка.

Наблюдать за движущейся игрушкой малышу интересно даже в первый год жизни.

Мама или папа выступают в роли главного героя и ведут диалог с малышом, разыгрывая всевозможные ситуации. Для совсем маленьких удачными будут исполненные потешки, которые побуждают к действиям (похлопать, поднять ручки вверх и пр., для деток постарше вполне можно подобрать поучительные ситуации.

Если ваш малыш уже умеет разговаривать, то смело доверяйте ему одну из ролей. Разыгрывайте диалог. Вот увидите, как весело и с пользой можно провести выходные с ребенком.

Не беда, если у вас нет под рукой куклы-перчатки, играть в пальчиковый театр можно обычными игрушками.

А если у вас есть старая перчатка, то сшейте сами все необходимое для пальчикового театра.Ничего сложного: к пальчику от перчатки приделываете глазки, носик, ротик, ушки, надеваете на палец и герой готов. Можно начинать представление.

А как интересно играть в театр теней!

В темной комнате на расстоянии двух метров от стены устанавливается и включается лампа. Ладони располагаются перед ней и на стене начинают появляться первые герои. Научите ребенка делать собачку, лисичку, волка и голубя. Это самое простое, что можно сделать с помощью рук.

Можно заняться творчеством:материалы могут быть самые разнообразные: от цветных карандашей, до фломастеров. Если ребёнок ещё плохо владеет мастерством рисования, можно предложить ему дорисовывать предметы, например, лучики солнышку, стебелёк цветку. И не страшно, если после рисования красками он испачкает одежду и руки. Зато совместный процесс творчества с мамой или папой доставит ему удовольствие.

Можно заняться лепкой. Причём лепить, не только пластилином, но и использовать тесто. Тесто очень удобный материал для лепки. Оно пластичное, не пачкает руки. Если готовую поделку подсушить, а затем вместе с ребёнком раскрасить, получившаяся игрушка будет долго его радовать.

Обязательно надо почитать ребёнку. Пусть это будет или сказка, или занимательный рассказ. Рассмотреть иллюстрации в книге. Затем обсудить прочитанный материал. Лучше, если сказку не читать, а рассказывать. Она интереснее воспринимается.

Игры в семейном кругу помогают не только весело и интересно провести время всем членам семьи, но и сближают их. Чем больше люди проводят времени вместе, тем ближе друг к другу они становятся, тем больше общего у них появляется.

Разнообразные игры в семейном кругу благотворно влияют на полноценное развитие ребенка и повышают его самооценку. Да и взрослым полезно иногда откинуть в сторону бытовые проблемы и ненадолго возвратиться в счастливое детство.

В принципе неважно, во что и как вы будете играть. Самое главное, что это время вы будете проводить вместе, а не по разным комнатам перед компьютером или телевизором.

Проводите больше времени с ребёнком! Общайтесь, занимайтесь общим делом. Как важны эти драгоценные минуты проведённого вместе времени! Ребёнок будет благодарен вам.