Специалисты советуют

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму»

Подготовила воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка» Постникова Н.В.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

Как распознать неправильно сформированный навык?

Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Приёмы для исправления неправильного навыка.

- Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

- Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

- Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

- При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

- Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

- Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

- При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

- С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

- Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

- Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.