Специалисты советуют

Формирование пространственных представлений в раннем возрасте. (на заметку родителям)

Учитель-логопед Багинская Н.А.

С самого рождения малыша окружает множество предметов. Он слышит родную речь, музыку, видит игрушки и предметы домашнего обихода. Первые характеристики предметов, такие, как цвет и форма, рано начинают занимать ребенка. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания и обучения, чему-то обучается. Но если обучение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. В настоящее время потребность в сенсорном воспитании – последовательном, планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной исторической культурой человечества – все больше возрастает.

Познание пространственных свойств и отношений берет свое начало на ранних этапах развития. В этот период происходит накопление практического, двигательного опыта, формирование чувственной основы представлений ребенка о пространственной организации окружающего мира.

Пространственная ориентировка - это оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека. Чтобы провести эту оценку, у ребенка должен быть развит особый вид восприятия окружающего мира – аналитическое восприятие. Оно опирается на определенную систему отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемо чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела (правой и левой), а также речевых обозначений правой и левой руки.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать пространство собственного тела, можно использовать специально подобранные игры-имитации , создающие выразительные образы.

Например: гуси вытягивают шеи, гогочут, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса; на спину медвежонка сел комарик, мишка пытается его достать через правое, затем через левое плечо, наконец, комарик улетает, мишка чешет спинку.

Очень полезны разнообразные игры с организацией пространства относительно самих себя. С этой целью на полу можно заранее расположить крупные игрушки, а любимые мелкие игрушки прятать. Для обозначения направления движения ребенок может использовать указательный жест, а взрослый обязательно называет направление словом.

Взрослый может давать ребенку подсказки: иди вперед, посмотри вправо, загляни за тумбу, посмотри под грибком и т.п. Практические действия будут способствовать наполнению предметным содержанием пространственных предлогов. Обязательно задавайте вопросы: «Где искать? Где нашел? Кто спрятал ее под грибок?» и т.д.

Из кубиков можно построить башню, а из кубика и крыши – дом. А к дому можно провести дорожку из кирпичиков, по которой проедет машина или пройдет кукла в заданном направлении.

Таким образом, движение, перемещение является ведущим способом, при помощи которого ребенок воспринимает, отражает свойства пространства, может его преобразовать. Двигательная активность улучшает координацию движений. А в результате, развивается предметная деятельность, улучшается подражание новым действиям, увеличивается объем понимаемой речи и т.п.

Чему нужно обучать ребенка? Основная задача взрослого состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов, их взаиморасположения относительно ребенка.

Что нужно для того, чтобы овладение ребенком в раннем детстве пространственными представлениями было удачным?

а) Соблюдать последовательность знакомства ребенка с пространственными представлениями: схема собственного тела; стороны тела, определение правого-левого направлений в пространстве, верхнего -нижнего; и т.д.

б) Разнообразить игры с уже знакомыми предметами;

в) Понимать потребности ребенка (не заставлять его делать то, чего он не хочет);

г) Корректно выбирать игрушки и игры для каждого возраста и своевременно заменять их более интересными моделями.

При этом не следует жестко привязываться к возрасту ребенка. Все дети развиваются по-разному. Важно, чтобы задания были ребенку по силам, чтобы он мог выполнить что-то сам, что-то с вашей помощью.

Именно такие игры и задания нравятся детям. Если задание будет слишком трудным или, наоборот слишком легким, ребенку станет скучно и неинтересно и он бросит самую дорогую игрушку. А скучающий ребенок – это плохое настроение, капризы и шалости. Поэтому занимайте ребенка хорошими развивающими играми, показывайте свою заинтересованность в совместной деятельности.