Специалисты советуют

«Развитие связной речи детей дома».

Учитель-логопед

МБДОУ д/с 18 «Улыбка»

Калашникова Ирина Сергеевна.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?"Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

 Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

 Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

 Упражнение "Повтори скороговорку" Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

 Упражнение " Выучи стихотворение" Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

 Упражнение "Загадки" Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

 Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи" Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования. Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

 Игра "Угадай по описанию" Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

 Упражнение "Рисуем словами" Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

 Игра "А что было дальше?" В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Консультация для родителей " Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу"

Музыкальный руководитель:

                                                                         Каюдина Наталья Павловна

        

                                            

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и   дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности. Он пространственно  мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского  музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители  будущих математиков и инженеров! Музицировать  приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший  – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть  мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на  завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму»

Подготовила воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка» Постникова Н.В.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

Как распознать неправильно сформированный навык?

Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Приёмы для исправления неправильного навыка.

- Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

- Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

- Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

- При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

- Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

- Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

- При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

- С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

- Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

- Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.

Консультация для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия»

Подготовила воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка» Малофеева Н.С.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия у детей»

Упражнения для укрепления осанки можно провести с гимнастическими палками:

1. Обычная ходьба, палка прижата к груди, плечи развернуты, спина прямая, смотрим прямо перед собой.

2. Ходьба на носках, палка над головой, руки максимально вытянуты вверх.

3. Ходьба на пятках, палка лежит на лопатках, руки удерживают палку сверху за концы.

4. Ходьба на внешней стороне стопы, исходное положение то же.

5. Ходьба с высоким подниманием коленей, палка удерживается на уровне пояса.

6. Упражнение «Тянемся вверх».

И. п. – ноги на расстоянии стопы, руки с палкой опущены вниз.

На счёт раз - поднять палку над головой (руки максимально вытянуты вверх) с одновременным подниманием на носки, удерживать положение 5 секунд. 2- принять исходное положение (И так 6 раз).

7. «Повороты» - и. п. – ноги на ширине стопы, палка лежит на лопатках, руки удерживают палку за концы. Пружинящие повороты влево – вправо (Раз, два- три, четыре).

8. «Боковые наклоны» - и. п. – ноги на ширине плеч, палка над головой, руки вытянуты вверх. 1 – наклон вправо (палка смотрит вертикально вниз). 2 – и. п. 3 – наклон влево. 4 - и. п. (по 6 раз в каждую сторону).

9. «Мостик». И. п. — лежа на спине, ноги согнуть в коленях с опорой на стопы, руки с палкой вытянуты над головой. Поднять туловище с опорой на лопатки. Удерживать «мост» 3—5 с (4—6 раз). Постепенно увеличивать время удержания «моста».

10. «Складка». И. п. — лежа на спине, руками держать палку за концы. Одновременно поднять вверх руки и ноги. Удерживать 3—5 с. Постепенно увеличивать время удержания; не сгибать руки и ноги; не задерживать дыхание.

11. «Лодочка». И. п. — лежа на животе, руки с палкой вытянуты вперед. Руки поднять вперед — вверх, прогнуться в пояснице, удерживать 3 – 5 с. (5—6 раз). Ноги от пола не отрывать.

Упражнения на профилактику плоскостопия:

1. Ходьба по гимнастической палке, опираясь на нее попеременно носками, серединой стопы, пятками.

2. «Покатай мячик» - катать, попеременно, правой и левой ногой массажный мяч (15-20с).

3. «Согрей ножки» - катать массажный мяч между ступнями ног(15-20с)

4. «Выше пяточки» - и. п. - сидя на стуле, ноги вместе, 1 - поднимать ступни ног, не отрывая носки от пола (20 раз, 2 – и. п.

5. «Ступни на себя» - сидя на стуле, ноги вместе, поднять ступни ног, не отрывая пятки от пола (20 раз, 2- и. п.)

6. «Ходьба на месте» - и. п. – сидя на стуле, одна нога стоит на носке, другая – на пятке. Имитация ходьбы на месте, с попеременной сменой положения ступней.

7. «Гусеница» - и. п. – сидя на стуле, ноги вместе. Пальцы ног одной ступни подобрать, подтянуть к ним пятку. Скользящим движением выпрямить пальцы ноги с продвижением вперед, и снова подтянуть пятку, имитируя движение гусеницы. То же самое упражнение проделать другой ногой (по 6 раз).

8. «Потанцуем сидя» - и. п. – сидя на стуле, ноги вместе. Ступни ног плотно прижаты к полу. Скользящим движением по полу, раздвигаем пятки (носки остаются на месте). Затем, таким же движением, раздвигаем носки (пятки остаются на месте). Движение продолжаем на всю длину ног. Проделать все движения в обратном направлении. Выполнить упражнение 10 раз.

9. «Художники» - одной ногой придерживать лист бумаги на полу. Другой ногой, между пальцев которой зажат карандаш (фломастер, рисуем любые изображения. То же самое упражнение проделать другой ногой.

Уважаемые родители, вот такие упражнения вы можете выполнять с детьми в домашних условиях в целях укрепления осанки и профилактики плоскостопия у детей.

Значение пальчиковых игр для развития детей раннего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель МБДОУ № 18 «Улыбка» Зуева Л.П.

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Их прелесть состоит в том, что они представляют собой сразу и своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Для лучшего погружения в процесс движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют.

В раннем возрасте – это вполне самостоятельное занятие для малышей, улучшающее, как мелкую моторику, так и служащее помощником в развитии речи. Детишки постарше воспринимают пальчиковую гимнастику больше как вступление к основному занятию.

Пальчиковые игры – это весело, увлекательно, задорно, но еще и чрезвычайно полезно. Можно долго перечислять полезные свойства этой игры-гимнастики: развитие мелкой моторики, речи, координации движений, подготовка руки к письму, расширение словарного запаса, установлению дружелюбного и теплого контакта между взрослым и ребенком и прочее.

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками. Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т. д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость.

Игра должна приносить удовольствие как взрослому, так и ребенку. Необходимо задать простую инструкцию (согласно возрасту малыша). Сама игра не должна длиться более 5 минут. Нагружать ребенка большим количеством разнообразных пальчиковых игр тоже не стоит. При разучивании движений следует применять правило «правой» руки., т. е. сначала разучиваете движения правой руки, потом то же самое с левой, а дальше можно приступать к разучиванию движений с малышом сразу двумя руками.

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов: Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением (учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым, Пальчиковые игры с элементами массажа (используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание, Пальчиковые игры с предметами (Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т. д.) и прочие.

Вот несколько примеров пальчиковых игр для малышей:

Барашек

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)

Выставив рога свои,

(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Выйдет котя

Выйдет котя в огород,

(кулак сжат, средний и указательный «идут» по столу)

Всполошится весь народ.

(развести руки в стороны и пожать плечиками)

И петух, и курица

(большой и указательный пальцы соединены — «клювик», остальные согнуты — «гребешок»)

С деревенской улицы.

(затем присоединить к большому пальцы средний, безымянный, мизинец — маленький «гребешок»)

Станут котю в гости звать,

(показать «ушки» над головой)

Станут котю угощать.

(показать ручки — ладошки вверх)

Таким образом, пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, приносящее потрясающую по своим масштабам пользу для развития ребенка. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.