Специалисты советуют

«Речь взрослых — пример для ребёнка»

Воспитатель Зуева Л.П.

 

«Речь - это живая ступенька человеческого
                                                    духа, его богатая казна, в которую народ
                                                    укладывает свою жизнь и свою надежду,
                                                    свой ум, опыт, ощущение»
                                                    К. Д. Ушинский

Физическое, психическое и интеллектуальное развитие начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Правила, которые следует помнить:

1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.

2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.

3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – тоже самое будет делать Ваш малыш.

4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».

5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.

6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

7. Постоянно в языке используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».

8. Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.

Советы родителям

• Следите за речью детей, своевременно исправляйте недостатки.

• Помните, что ваше вещание является образцом для подражания, поэтому оно должно быть всегда правильным.

• Правильная речь - залог успешного обучения в школе. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

• Помните, что главными и ведущими собеседниками в семье являются мать, отец, дедушка или бабушка.

• Предложите ребёнку соревнования «Чья сказка лучше?», «Кто рассказал лучше?» С участием всех членов семьи.

• Не забудьте записать в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка.

• Постоянно следите за правильностью речи детей.

• Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

• Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребёнка, а затем исправляйте ошибки.

• В двуязычных семьях всегда обращайте внимание на то, каким языком говорит ваш ребёнок, исправляйте ошибки двуязычия.

• Не повторяйте за ребенком неправильного произношения звуков и своевременно исправляйте его.

• Говорите с ребёнком, правильно произнося слова.

• Стихи, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильного произношения и выразительной речи вашего ребёнка.

«Как провести с ребенком выходной  день с пользой для  здоровья»

Воспитатель Постникова Н.В.

Спросите у воспитателей детского сада: «Какой день недели самый трудный у вас на работе?»  В ответ вы услышите: «Понедельник».

       В этот день часто детей приводят либо сильно возбужденными, раздражительными, либо вялыми и плаксивыми. По понедельникам чаще всего слышится плач, чаще возникают между детьми конфликты, больше детских капризов. Почему это происходит?

        В детском саду ребенок привыкает к определенному режиму: он ест и пьет в установленное время, днем отдыхает, каждый день гуляет. Воспитатели следят за тем, чтобы время ребенка было заполнено интересными играми и занятиями, но чтобы при этом он не переутомлялся: чтобы игры, требующие усиленных движений (бега, прыжков), сменялись сидячими играми.

         В выходные ребенка часто не укладывают спать, иногда не гуляют с ним. С утра и в промежутках между едой пичкают ребенка сладостями, дают кушать в разное время. Часто ребенку разрешается поздно сидеть, особенно когда приходят гости.

         Иногда родители держат ребенка возле себя целый день: ходят с ним на рынок, в магазин за покупками, в гости. От всего этого ребенок сильно устает. Дома ребенка на каждом шагу одергивают: «Не ходи, не говори, не трогай, не мешай, не сори». А когда ребенок капризничает, мать то и дело восклицает: «Когда же это воскресенье закончится, скорее бы ты в садик пошел».

          Другие родители в выходной день заняты своими делами, на ребенка не обращают  внимание, заняты своими делами. Ребенок делает все, что хочет, большую часть времени проводит на улице. В результате ребенок сильно устает, возбуждается, а в понедельник это проявляется в капризах, плаче, ссорах, конфликтах с детьми. В результате плохо проведенного выходного дня ребенок плохо себя чувствует в понедельник.

Итак, целую неделю ребенок проводит в детском саду, родители видят его только вечером, у них часто нет возможности уделить ему внимание. Поэтому именно в выходной день нужно сделать все так, чтобы ребенок сильнее почувствовал близость с родителями, родными; радость от пребывания с ними.

Выходной день должен быть праздником для малыша. Каждая семья в состоянии сделать это:

  • Для этого нужно, во-первых, соблюдать строгий режим дня: укладывать спать в одно и тоже время. Утром можно не будить ребенка, но и не давать ему лежать в постели до обеда. Днем ребенок должен спать 1,5 – 2 часа, как и в детском саду.

  • Накануне выходного дня ребенка нужно выкупать либо сходить с ним в баню.

  • Важно, чтобы ребенок мог поиграть игрушками, порисовать, посмотреть книжки, пока взрослые занимаются домашними делами.

  • Там, где возможно, можно привлекать ребенка к участию в работе взрослых: помочь вытереть пыль, убрать в своем уголке, помыть овощи, перебрать ягоды. Отец что-то мастерит, а ребенок подает молоток, гвозди. Такая помощь взрослых радует  и воспитывает трудолюбие.

  • В любое время года с ребенком нужно гулять в парке или просто по улицам.

Прогулка нужна не только потому, что пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья, но и потому, что разговоры со взрослыми во время прогулки сближают детей с родителями. Дети очень дорожат такими моментами. «А мне мама рассказала, показала» — хвастают они. Прогулки многое дают и для воспитания любви к родному городу, родной природе.

 Иногда в парке часто приходится наблюдать, как родители часто портят настроение и себе, и детям: наденут нарядное платье на малыша и все время дергают ребенка, чтобы он не бегал, не пачкался. Ребенка на прогулку нужно одевать  просто. Чтобы ребенок мог поиграть свободно.

           В плохую погоду, вы выходной день можно с ребенком почитать, послушать музыку, поиграть с ним, попеть песни.

            Очень многие родители полагают, что ребенка в выходной день следует водить в кино, даже на картины, не очень для него понятные. Это только вредно для ребенка. Он сидит 2-3 часа в душном зале, быстрая смена кадров не только утомляет, но иногда и пугает ребенка. Ребенка-дошкольника следует брать на картины, созданные для его возраста.

Уважаемые родители!Совсем нетрудно сделать так, чтобы выходной и вам, и ребенку доставил удовольствие, сблизил вас, укрепил любовь и уважение между вами.

Детский травматизм и несчастные случаи: как их избежать?

Воспитатель Малофеева Н.С.

Детский травматизм и несчастные случаи возникают внезапно и неожиданно, однако многие из ситуаций можно предотвратить, если родители будут более внимательны к детям и станут без устали проводить разъяснительную работу.

Ответственный родитель — залог успеха профилактики детского травматизма!

Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить (Всемирный доклад о профилактике детского травматизма, ЮНИСЕФ).

Треть пострадавших детей в России, получают травмы от внешних причин (ДТП, бытовые травмы, травмы на воде, и пр). Половину травм можно предупредить!

Наиболее частые причины детского травматизма и несчастных случаев:

- ДТП
- Травмы в быту (падения с высоты, драки, отравления, инородные тела в дыхательных органах, уличные травмы во время игры, травмы, полученные в образовательном учреждении и пр)
- Пожары/ожоги
- Несчастные случаи на воде

Что способствует снижению риска детского травматизма:

- Доверие в семье. Доверительные отношения дают возможность быть в курсе происходящего с ребенком вне дома, знать о его окружении, его интересах, местах посещения и пр.
- Внимание и забота. Внимательные родители заметят изменение поведения ребенка и его привычного графика.
- Адекватный контроль. Родители обязаны знать когда, где и с кем ребенок проводит время, каким маршрутом он идет домой, каким транспортом пользуется, сколько времени занимает дорога до дома и пр.
 - Личный пример. Соблюдение правил безопасного поведение — лучшее, что родители могут сделать для обучения своего ребенка.
- Обсуждение реальных ситуаций опасного поведения. Обсуждения ситуаций опасного поведения, причин произошедших несчастных случаев, а так же способов их избежать и вариантов действия в подобных ситуациях, позволят ребенку лучше подготовиться к возможным рискам.

Что может сделать каждый родитель?

Обеспечить безопасную окружающую среду дома:

- Исключите из поля зрения ребенка все опасные для здоровья предметы. Начинайте учить ребенка безопасным правилам поведения (мелкие предметы, острые предметы, строительные инструменты, спички и зажигалки, — все это может стать причиной несчастного случая)
- Осуществляйте надзор за малолетними детьми и контроль за детьми старше 5 лет, следите за соблюдением правил безопасности (горячая плита, провода и розетки, кипяток в чашке, открытые окна, острые углы мебели, стеклянные поверхности и прочее, могут стать причиной несчастного случая)

Предупредить несчастные случаи вне дома

- Проводите просветительскую работу с ребенком на тему безопасного поведения на улице. Во время совместных прогулок уделяйте внимание возможным опасностям, расскажите о возможных последствиях предостерегайте от рискованных действий (прыжки с высоты, лазанье по деревьям, заборам, крышам, падения с качелей, горки, ступенек и прочее)
- Разъясняйте правила безопасного поведения в учебном заведении, в общественных местах, в транспорте.

Предупредить дорожные происшествия

- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Учите ребенка не спешить и не бегать там, где надо наблюдать и обеспечивать свою безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах и на зеленый сигнал светофора. Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Малолетних детей крепко держите за руку (за запястье) , когда переходите дорогу.

Предупредить возникновение пожаров и ожогов у детей

- Тщательно следите за нагревающими приборами в доме, электрическими проводами, розетками. Своевременно производите замену, при первых признаках неисправности.
- Не оставляйте посуду с горячей жидкостью на краю стола, не держите ребенка на руках, когда пьете горячие напитки, проверяйте температуру воды в водопроводном кране. 80% ожогов дети получают от горячей воды в домашних условиях
- Следите, чтобы занавески или скатерти не касались нагревающих приборов, это может привести в воспламенению
- Поставьте ограждения на камины и открытые печи
- Маленьким детям регулярно рассказывайте о возможной опасности (что такое горячий чайник и как себя вести)
- Обучайте старших детей противопожарной безопасности

Предупредить несчастные случаи, связанные с водой

- Когда речь идет о воде, необходим постоянный контроль взрослых. Одной из основных причин гибели дошкольников является ванна. Ребенок может захлебнуться даже в небольшом количестве воды. Не оставляйте ребенка до 5 лет без присмотра в ванной, ни на минуту.

- Не оставляйте в зоне досягаемости большие емкости с водой, осуществляйте надзор над детьми младшего возраста.

- Учите ребенка плавать, обязательно используйте средства защиты на воде (круг, нарукавники, жилет) даже если ребенок научился плавать. Не оставляйте ребенка одного в водоемах.
Регулярно проводите разъяснительную работу с ребенком по вопросам безопасного поведения вблизи водоемов в любое время года, уделите особое внимание безопасного поведения на льду.

Формирование пространственных представлений в раннем возрасте. (на заметку родителям)

Учитель-логопед Багинская Н.А.

С самого рождения малыша окружает множество предметов. Он слышит родную речь, музыку, видит игрушки и предметы домашнего обихода. Первые характеристики предметов, такие, как цвет и форма, рано начинают занимать ребенка. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания и обучения, чему-то обучается. Но если обучение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. В настоящее время потребность в сенсорном воспитании – последовательном, планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной исторической культурой человечества – все больше возрастает.

Познание пространственных свойств и отношений берет свое начало на ранних этапах развития. В этот период происходит накопление практического, двигательного опыта, формирование чувственной основы представлений ребенка о пространственной организации окружающего мира.

Пространственная ориентировка - это оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека. Чтобы провести эту оценку, у ребенка должен быть развит особый вид восприятия окружающего мира – аналитическое восприятие. Оно опирается на определенную систему отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемо чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела (правой и левой), а также речевых обозначений правой и левой руки.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать пространство собственного тела, можно использовать специально подобранные игры-имитации , создающие выразительные образы.

Например: гуси вытягивают шеи, гогочут, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса; на спину медвежонка сел комарик, мишка пытается его достать через правое, затем через левое плечо, наконец, комарик улетает, мишка чешет спинку.

Очень полезны разнообразные игры с организацией пространства относительно самих себя. С этой целью на полу можно заранее расположить крупные игрушки, а любимые мелкие игрушки прятать. Для обозначения направления движения ребенок может использовать указательный жест, а взрослый обязательно называет направление словом.

Взрослый может давать ребенку подсказки: иди вперед, посмотри вправо, загляни за тумбу, посмотри под грибком и т.п. Практические действия будут способствовать наполнению предметным содержанием пространственных предлогов. Обязательно задавайте вопросы: «Где искать? Где нашел? Кто спрятал ее под грибок?» и т.д.

Из кубиков можно построить башню, а из кубика и крыши – дом. А к дому можно провести дорожку из кирпичиков, по которой проедет машина или пройдет кукла в заданном направлении.

Таким образом, движение, перемещение является ведущим способом, при помощи которого ребенок воспринимает, отражает свойства пространства, может его преобразовать. Двигательная активность улучшает координацию движений. А в результате, развивается предметная деятельность, улучшается подражание новым действиям, увеличивается объем понимаемой речи и т.п.

Чему нужно обучать ребенка? Основная задача взрослого состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов, их взаиморасположения относительно ребенка.

Что нужно для того, чтобы овладение ребенком в раннем детстве пространственными представлениями было удачным?

а) Соблюдать последовательность знакомства ребенка с пространственными представлениями: схема собственного тела; стороны тела, определение правого-левого направлений в пространстве, верхнего -нижнего; и т.д.

б) Разнообразить игры с уже знакомыми предметами;

в) Понимать потребности ребенка (не заставлять его делать то, чего он не хочет);

г) Корректно выбирать игрушки и игры для каждого возраста и своевременно заменять их более интересными моделями.

При этом не следует жестко привязываться к возрасту ребенка. Все дети развиваются по-разному. Важно, чтобы задания были ребенку по силам, чтобы он мог выполнить что-то сам, что-то с вашей помощью.

Именно такие игры и задания нравятся детям. Если задание будет слишком трудным или, наоборот слишком легким, ребенку станет скучно и неинтересно и он бросит самую дорогую игрушку. А скучающий ребенок – это плохое настроение, капризы и шалости. Поэтому занимайте ребенка хорошими развивающими играми, показывайте свою заинтересованность в совместной деятельности.

А ваш ребенок готов к школе?(три задания, которые помогут проверить возможности вашего ребенка)

Учитель-логопед Багинская Н.А.

Многие родители определяют готовность своих детей к школе лишь по умению читать и владению механическим счетом от 1 до 10(20…100) и не обращают внимания на другие важные компоненты.

Готовность ребенка к школе определяется тремя составляющими:

  1. Личная готовность

  2. Интеллектуальная готовность

  3. Социально-психологическая готовность

Весьма важным является сформированность так называемой психологической базы речи, т.к. устная и письменная речь является основой усвоения знаний, учебного материала.

Психологическая база речи включает в себя достаточно сформированные элементы логического мышления. Что понимается под логическим мышлением у детей? Способность анализировать и обобщать ряд явлений, сравнивать их между собой, делать вывод и умозаключение и т.д.

Предложите такую задачу: «Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из них самый высокий? А кто самый низкий? Или: «Какое слово самое длинное: карандаш, карандашик, червячок, змея?» Полезная игра «Найди четвертый лишний предмет»

Возьмите лист в клетку, отметьте на нем исходную точку. Предложите ребенку нарисовать узор из заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги: «Проведи прямую линию на две клеточки вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз и так далее». Можно предложить ребенку самостоятельно продолжить узор («Лесенка»).

Также важным показателем готовности к школьному обучению является достаточная сформированность слухового внимания и памяти.

Это несложное задание поможет вам оценить слуховое внимание (насколько безошибочно выполнено задание), пространственную ориентировку (вправо, влево, вверх, вниз).

В развитии мышления большую роль играют различного рода головоломки, игры на сообразительность, выкладывание квадрата из частей различной конфигурации (от 3 до 6).

Обратите внимание, как ваш ребенок строит предложение, достаточно ли они распространенны или односложны, умеет ли ребенок самостоятельно описать, что видит на картине, иллюстрации, составить рассказ.

Следите за тем, как вы сами говорите в его присутствии, насколько активно и по существу ребенок участвует в беседе.

Успешное обучение чтению, письму, как правило зависит от развития фонематического слуха.

Попросите повторить:

- и у а о

- ба-п

-до – то – до

- бочка – почка

- корт – порт

Если ребенок справляется с заданиями, повода для беспокойства нет.

Понаблюдайте за своим ребенком в специально организованной деятельности (то, что нужно делать в определенный отрезок времени) и в свободной деятельности: насколько терпелив, как часто отвлекается, обращается за помощью, следует ли инструкции или заданному образу; как реагирует на замечания или неудачные работы.

Состояние эмоционально-волевой сферы, способность к волевым усилиям в преодолении возникающих трудностей в достижении цели – показатель психологической готовности к школе, к переходу в новые социальные условия.